Наш сайт принимает обращения граждан и комментарии по работе наземного общественного транспорта. Отзывы о нашей работе очень важны. Они помогают нам оценивать нашу работу «со стороны», чтобы соответствовать актуальным требованиям пассажиров.

Один день из жизни самарского кондуктора

  Дело это не такое примитивное и легкое, как кажется на первый взгляд. Чтобы в этом убедиться, мне достаточно было побеседовать с профессионалом и немного покататься по его привычному каждодневному маршруту.

  Рабочая смена кондуктора муниципального предприятия «Пассажиравтотранс» Надежды Янкиной часто начинается еще до шести утра. Наскоро перекусив, эта никогда не унывающая женщина спешит из общежития: важно не пропустить особый автобус, который отвозит кондукторов к площадке, откуда муниципальные «НефАЗы» и «ЛиАЗы» отправятся в рейсы по городским маршрутам. В«Пассажиравтотрансе» называют этот утренний автобус... «хозяйкой». Почему - и сами сотрудники объяснить не могут.

  ...Со стоянки плавно отъезжает новенький голубой «НефАЗ». Сейчас Надежда работает на 37-м маршруте. Девушке повезло: она путешествует по самарским дорогам на комфортабельной машине, которая не так давно была куплена для автопарка администрацией города. Здесь мягкие, удобные сиденья и удобный салон. «Хожу по автобусу как по паркету, - улыбаясь, рассказывает Надежда. - Легкое покачивание почти сразу перестаешь ощущать. Это дело привычки. Авот наши пассажиры, едва поднявшись в автобус, сразу хватаются за поручни — боятся потерять равновесие».

  Меня, признаюсь честно, всю дорогу тоже слегка покачивало. Усталость появилась даже несмотря на то, что я присоединилась к компании водителя и кондуктора далеко не ранним утром. Да, выдержать на ногах полторы смены с двумя перерывами на обед и при этом остаться приветливым и внимательным под силу не каждому. По словам Надежды Янкиной, для этого нужны чувство юмора и врожденная доброта.

  Секреты мастерства

  Молодой и не по годам серьезный водитель Владимир Швечихин играючи справляется с крупногабаритным автобусом. Тот мягко едет привычной дорогой. Кондуктор успевает быстро проверять проездные и отрывать билеты, не забывая про вежливое «спасибо». «Мы волнуемся за пассажиров, стремимся к тому, чтобы им было комфортно добираться на работу или домой», - рассказывает Надежда Янкина.

  Как выяснилось, девушка работает кондуктором с 2009 года, но уже успела освоить все тонкости этого непростого ремесла. Например, нужно чаще пускать в расход мелочь, если не хочешь, чтобы к вечеру от тяжести сумки разболелась шея. Когда мало народу, можно вздохнуть свободно и присесть на специальное сиденье. Аеще при такой работе надо быть немного психологом. «Я люблю общаться с людьми, - говорит Надежда. - Если человек спрашивает, как ему добраться до того или иного места, объясняю. Как-то раз даже устроила экскурсию для приезжих. Показала им филармонию и оперный театр, а потом высадила, как просили, у речного вокзала. Ребята остались очень довольны».

Что ж, неудивительно, что постоянные пассажиры уже начали узнавать общительного кондуктора и здороваться с ним.

  37-й очень востребован в студенческой среде. Автобус за день проезжает мимо и аэрокосмического университета, и строительного техникума, многих других учебных заведений. «У меня маршрут очень веселый, - улыбается Надежда Янкина. - Молодежь перебрасывается шутками, рассказывает смешные истории... Есть и свои традиции. Например, когда я работала на 24-м маршруте, студенты шутливо вытяги­вали руки вперед...». Как оказалось, рабочая фраза «вытянем ручки» - «изюминка» Надежды Янкиной, по образованию учителя начальных классов. Когда в «НефАЗ» набивается шумная группа студентов, она всегда просит их протянуть ей транспортную карту и студенческий билет в вытянутой руке. Так гораздо быстрее удается всех «обилетить» и вдобавок избежать толкотни в автобусе.

 Сегодня работа Надежды упростилась - многие пользуются студенческими картами, так удобнее и дешевле. «Жизнь не стоит на месте, сейчас повсюду новые технологии, - говорит Надежда Янкина. - Для того, например,чтобы снять деньги с карты, кондукторы используют терминал, который прост в обращении».

  Общается кондуктор не только с молодежью. Если вдруг пожилому человеку захочется поговорить о погоде или пожаловаться на пробки, она никогда не откажет ему во внимании. «Людям должно быть приятно пользоваться общественным транспортом, - уверена Надежда. - Впоездках нам, кондукторам, нужно делать все, чтобы избегать конфликтов и перепалок».

Главное - когда тебя понимают

  Кстати, с хамством и непониманием Надежда Янкина сталкивается, по счастью, редко. Да и «зайцев» на ее маршруте почти не бывает: «Во время остановки я внимательно смотрю, кто заходит в автобус. Поэтому сразу замечаю новые лица. Илюди, в свою очередь, понимают, что мы с ними уже друг друга увидели, и сами протягивают деньги. Может, кто-то и рад проехать бесплатно, но не получается...»

  Но некоторых «зайцев» ни кондукторы, ни контролеры высаживать не спешат. Это младшие школьники, которые попали в сложную ситуацию, например, потеряли деньги на проезд или забыли дома транс­портную карту. «Мы лояльно относимся к таким пассажирам, - рассказала Надежда Янкина. - Дети есть дети, мало ли что с ними может случиться, если высадить их в незнакомом районе...»

  А в сложной ситуации всегда можно попросить совета у старшего кондуктора, самого опытного и умелого. Таких в муниципальном предприятии «Пассажиравтотранс» называют «старшей» или «няней». Надежда Янкина с уважением отзывается о своем трудовом коллективе: «Все мои коллеги — люди дружелюбные. Мне очень нравится здесь работать. Удобно, что предоставляются полный соцпакет и место в общежитии. Плюс стабильный заработок».

  Но за все это, конечно, приходится расплачиваться - профессия кондуктора отнимает много сил и времени. Я после приятной беседы выйду на своей остановке, а вот Надежда Янкина вернется домой лишь поздним вечером, после того как пересчитает и сдаст в кассу дневную выручку. Зато завтра - заслуженный выходной, который можно посвятить любимым занятиям...

19.10 ‘10

Все новости